УСТРОЙСТВО
Дека (body) - это ни что иное, как корпус гитары.
Деки всех электрогитар можно разделить на две группы: полупустые
(semi-hollow) цельные (solid)
Гитары с полупустыми деками обладают теплым, насыщенным звуком и
используются в музыке Jazz, Blues и Country. Такие гитары легко узнать
по двум вырезам, похожим по форме на букву f. Кроме того они толще, чем
цельные. Стоят полудековые гитары дороже гитар с цельными деками. К
недостаткам данного типа гитар относят малый sustain (время, за которое
извлеченный звук угасает) и склонность к возникновению feedback
(высокого, скрипящего звука, возникающего при игре на большой
громкости). Именно эти недостатки и привели к появлению гитар, сделанных
из одного куска дерева и не имеющих больших пустот внутри корпуса (solid
body).Гитары этого типа выдают более резкий и агрессивный звук и поэтому
так любимы исполнителями всех стилей музыки Rock. Такие гитары не имеют
недостатков, присущих полудековым гитарам, а также больше подходят для
подключения к ним различных эффектов. Наличие на рынке огромного
количества моделей гитар этого типа позволяет музыканту подобрать
инструмент, практически полностью отвечающий его запросам и финансовым
возможностям. К плюсам можно также отнести большие возможности по
модификации инструмента (замена машинок, звукоснимателей и прочего
"железа").
Это разделение по типам музыки, в общем-то, условно и зачастую оба типа гитар
используются в "не своей" музыке и с хорошими результатами. К примеру, некогда
популярный "металлист" Ted Nugent частенько играет на своих концертах на
полудековом инструменте фирмы Gibson, а известный мастер блюза Eric Clapton
предпочитает Fender Stratocaster.
Дека solid body-электрогитары может быть изготовлена из одного куска дерева,
двух-трех кусков, склеенных вместе или из фанеры. Фанерную (plywood) не
покупайте ни в коем случае, это не гитары, а черт знает что. Деки,
изготовленные из одного куска дерева, требуют от изготовителя больше работы,
чем сделанные из нескольких кусков и поэтому стоят на порядок дороже. На слух
отличить звук клееной гитары от гитары с декой, изготовленной из цельного
куска дерева, довольно сложно. Я бы не сказал, что это принципиальный вопрос,
гораздо важнее, на мой взгляд, насколько аккуратно склеена дека, а также
насколько хорошо само дерево, из которого она сделана.
Я не буду рассказывать, из каких пород дерева бывают изготовлены деки и грифы.
Чтобы показать, насколько сложна эта тема, замечу, что влияние на окраску
звука оказывает даже то, где росло дерево, из которого потом сделали гитару. К
примеру, гитары с накладками из палисандра, выращенного в стране, где много
диких обезьян, отличаются по звуку от гитар с накладками из палисандра,
выращенного в Индии. Представляете, насколько тогда отличаются гитары, деки
которых изготовлены из разных пород дерева? В общем, на словах эти различия не
объяснить. И вообще, лично я считаю (профессионалы, расслабьтесь), что гораздо
важнее, насколько хороши установленные на гитаре звукосниматели.
Гриф электрогитары (neck) может быть разделен на 21, 22 или на 24 лада. Счет
ладов идет от головки: ближайший к головке лад - первый, второй, третий и так
далее.
На головке грифа (peg head) находятся колки (tuning pegs), вокруг которых
натягиваются струны.
Внутри грифов большинства электрогитар есть специальный стержень (truss rod),
задача которого - не дать струнам согнуть гриф. Регулируя этот стержень, можно
изменять наклон грифа. По идее, делать это следует при переходе на другой
диаметр струн. Самому выполнять эту процедуру не стоит - можно испортить гриф.
Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов.
Отдельные "знатоки" гитар с пеной у рта готовы доказывать, что привинченный
гриф в сто раз хуже клееного. Это глупости. Доказательство - на базовой моделе
Fender Telecaster гриф именно привинчен. Ну и что? Разве Telecaster из-за
этого можно назвать плохой гитарой? Несомненно, любые мелочи отражаются на
звуке, вопрос лишь в том, каким образом. Может быть, именно благодаря
привинченному грифу в сочетании с декой из ольхи или ясеня и звукоснимателями
single Telecaster и обладает своим знаменитым прозрачным звуком... Шучу,
конечно. Хотя, как говорится, в каждой шутке...
Струны (strings) различаются по толщине. Есть 6 видов струн: .008, .009, .010,
.011, .012 и .013. .008 - самые тонкие, .013 - соответственно самые толстые.
Существуют и другие калибры струн, вроде 0.14, 0.15, .009,5, но они не часто
встречаются в продаже. Начинающим играть на акустической гитаре советуют в
начале, пока не окрепли пальцы, использовать нейлоновые струны. Нам это не
подходит. Приходится учиться на самых тонких, которые на .008. Потом, когда на
кончиках пальцев левой руки раз сто появятся, сойдут и снова появятся мазоли,
а сами пальцы и рука окрепнут, можно попробовать перейти на .009. Чем больше
диаметр струн, тем круче звук. Я добрался до .010-х и не уверен, что
когда-нибудь захочу их сменить.
Могу порекомендовать струны американской фирмы D'Addario - качественные,
долговечные и недорогие струны.
Машинка (bridge) - металлическое устройство, которое держит строй струн.
Существует два вида машинок: tremolo и non-tremolo. Различаются эти машинки
тем, что на tremolo-машинках есть рычаг (tremolo bar, whammy) - устройство,
которое позволяет изменять высоту тона. Если на рычаг нажать, то натяжение
струн ослабнет и высота тона уменьшиться, если же потянуть за рычаг (возможно
не на всех машинках), то тональность, напротив, повысится. Основные недостатки
tremolo-машинок: гитара быстрее расстраивается, малый sustain, сложности с
заменой струн, а на отдельных моделях - невозможность быстро перенастроить
гитару на одну из альтернативных настроек.
Звукосниматели (pickups) принимают колебания струн, которые затем
преобразуются в электрические сигналы. Звукосниматели - очень важная часть
гитары, от их типа и качества во многом зависит выдаваемый гитарой звук.
Существует 2 вида звукоснимателей: single coil humbucker
Звукосниматели этого вида характеризует чистый, прозрачный звук.
Звукоснимателями single coil (single) любят пользоваться музыканты,
играющие Blues и Country. Недостаток - на выходе присутствует множество
посторонних шумов, возникающих из-за работы электроприборов. Я,
например, вынужден слушать через усилитель какое-то местное радио и
выключать монитор, перед тем, как начать играть.Звукосниматели humbucker
подавляют посторонние шумы (hum - шум, bucker - подавитель) и более
приспособлены для игры через гитарные эффекты. Благодаря этому, а также
более насыщенному звуку, звукосниматели этого вида больше подходят для
утяжеленных направлений музыки Rock. Хотите играть тежелее, чем Korn,
Pantera и Megadeth вместе взятые? Меняйте свой бриджевый звукосниматель
(тот, что возле машинки) на "Humbucker From Hell" фирмы DiMarzio и
вперед!
Humbucker - это, фактически, два сингла в одном корпусе, так что вы легко
сможете различать звукосниматели разных типов по ширине. Правда, не так давно
появился новый тип звукоснимателя, который называется Stacked Humbucker.
Благодаря своему устройству (катушки находятся одна под другой), такой
звукосниматель по размеру и производимому звуку идентичен синглу, но не
производит характерные для сингла шумы.
Звукосниматели обоих типов можно комбинировать друг с другом и таким образом
добиваться желаемого звучания. Когда вы видите в описании электрогитары
что-нибудь вроде H-S-H или S-S-H, знайте, что таким образом обозначается
последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели. S -
Single, H - Humbucker.
Наиболее популярные сочетания гитарных звукоснимателей:
S-S-S Три сингла, такая конфигурация устанавливается на Fender Stratocaster
S-S-H Два сингла и хамбакер возле машинки
S-S Два сингла, Fender Telecaster
H-H Два хамбакера, стандартная модель Gibson Les Paul
H-S-H Сингл между двумя хамбакерами, популярный вариант среди любителей
хард-рока.
После покупки гитары можно заменить неустраивающие звукосниматели на другие.
Переключатель звукоснимателей (pickup selector switch) делает активным
(включает) один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Дело в
том, что переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый
гитарой звук. На некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender
Stratocaster, установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким
образом, может быть активным только один из звукоснимателей. Позже Leo Fender
догадался, что можно добавить еще 2 позиции, которые включают два соседних
друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два новых звучания.
Кстати, именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы наименее заметны.
Регуляторы громкости и тембра (control knobs) предназначены для
увеличения-уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Стандартный
Stratocaster имеет 2 регулятора тембра: первый (нижний, если поставить гитару
на колено) подключен к ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние
на звук, только когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель.
Второй регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю.
Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На более
новых Стратах второй регулятор связан и со средним звукоснимателем, и с тем,
что возле машинки. Эти регуляторы не слишком влияют на звук, выкрутите их на
положение 10, и вы получите больше верхних частот, на положение 1 - будет
больше средних частот и низов. На некоторых гитарах, правда, стоят так
называемые активные регуляторы тембра (active tone controls), которые работают
от батареек и позволяют значительно изменять звук, но стоит такое развлечение
недешево.
---------------
ПОКУПКА ГИТАРЫ
Сначала ответим на вопрос ЧТО купить?.
Для этого спросите себя, какую музыку вы хотите играть. В зависимости от ответа
и следует выбирать инструмент. Blues, Jazz, Country и настоящий Rock-N-Roll -
копите деньги и покупайте полудековую (semi-hollow) гитару, если хотите играть
все остальное, значит вам нужна гитара с корпусом из одного куска дерева (solid
body).
Итак, с типом гитары вы определились. Если вам нужен полудековый инструмент, то
я вам не советчик, дальше можете не читать. Если вы хотите solid body, значит вы
- наш человек, читайте сюда.
Скажу сразу: самая лучшая гитара на свете - Fender Stratocaster. Можете меня
бить, резать на кусочки и заставлять слушать "Земфиру" - я ни за что не признаю,
что какой-нибудь там Les Paul лучше старого доброго Страта. Большинство
гитаристов начинает с этой гитары, но при этом нельзя сказать, что Stratocaster
- гитара для начинающих. Вам ведь фамилия Hendrix о чем-нибудь говорит? Из
Стратокастера нельзя "вырасти". Кстати, фирма Fender выпускает порядка сорока
моделей Страта и среди них есть "перевернутая" гитара для желающих почувствовать
себя J.Hendrix'ом (он был левшой, но играл на обычной гитаре).
Настоящий Fender стоит недешево, поэтому приобретаются, как правило, его
имитации, выпускаемые многочисленными фирмами. К примеру, у меня есть Страт
японской фирмы Lotus. Здесь, однако, стоит быть осторожным, так как американский
Stratocaster - это нечто совсем иное, нежели мексиканский, японский и уж тем
более, корейский Stratocaster. Американский Stratocaster можно назвать
"правильным" - дека из ольхи (alder), гриф из клена (maple), накладки на грифе
из палисандра (rosewood), качественное "железо" (hardware - звукосниматели,
машинка и т.д.). Японские и мексиканские инструменты имеют деки, сделанные из
тополя (poplar) или липы (bass-wood) и являются прекрасной альтернативой для
людей, не обремененных тугими кошельками. Корейские страты - это, как правило,
издевательство над святым именем Fender. Плохого качества дерево (иногда даже
фанера), дешевое "железо", плохая сборка-склейка.
Впрочем, по поводу выбора инструмента есть и другие мнения.
Конечно, любой начинающий мечтает иметь собственное, уникальное звучание, но
начинать лучше все-таки, копируя звук наиболее уважаемого вами гитариста.
Делается это просто: находите в Интернете сайт, посвященный вашему кумиру и
смотрите, на чем он играет. Разумеется, получить точно такой же звук почти
невозможно, но приблизиться - вполне реально. Таким образом, вы получите
отправную точку в выборе инструмента. Дальше прикиньте, реально ли вам купить
точно такой же инструмент или может быть, придется приобрести другую модель, но
с похожими характеристиками.
Покупаемая гитара (ее форма, цвет и все остальное) должна вам нравится. Гитара
ведь как женщина - если не радует глаз, то какая разница, что там у нее
внутри?... Вы должны получать эстетическое удовольствие каждый раз, вынимая свою
гитару из чехла. Это будет залогом того, что гитара вам не надоест через три дня
после покупки.
Еще гитара должна подходить вам по форме. Даже если вы еще совсем не умеете
играть, просто подержите гитару в руках, вам с ней должно быть удобно. Если гриф
слишком толстый или дека сделана так, что вам неудобно держать гитару на колене,
значит это не ваш инструмент. Осмотрите внимательно гриф выбираемой гитары - он
должен быть ровным (не изгибаться как лопасть винта) с небольшим прогибом в
районе 12-го лада. Кстати, должен сказать, что на гитаре с узким грифом легче
брать аккорды, зато если гриф относительно широкий, то даже сильно изгибая
струну (bend), вы не будете вылезать за его пределы.
Не стоит отказываться от понравившегося инструмента только из-за того, что у
него всего 22 лада, а не 24. Зачем вам нужны 24 лада? У большинства гитар ладов
22 штуки. Моя гитара, как и положено Стратокастеру, имеет только 21 лад. Я не
делаю из этого проблему, когда мне нужно сыграть ноту на 22-м ладу, я просто
делаю bend на 21-м ладу.
Начинающие почти всегда хотят иметь tremolo-машинку с рычагом. Если хотите знать
мое мнение, то лично я эту штуку не уважаю и почти ею не пользуюсь. Но так как,
возможно, вам нравится этот протяжный звук нажатого до отказа рычага или вы
хотите копировать какого-нибудь гитариста, который его часто использует
(Hendrix, Van Halen), то, выбирая гитару, хорошенько протестируйте рычаг.
Нажмите на него так сильно, чтобы продавцы в магазине занервничали. Потом
отпустие его и проверьте, не расстроилась ли гитара. Если расстроилась, то этот
инструмент покупать не следует.
Для интесивного использования рычага, вам потребуется так называемый locking nut
- верхний порожек, не позволяющий струнам расстягиваться за его пределами. Без
этой штуки гитара с рычагом быстро оказывается ненастроеной.
Новая или Б/У?
Если у вас добрые и богатые мама-папа или вы сами уже вставшая на ноги личность,
то покупайте новый инструмент, если нет, тогда придется взять гитару б/у.
Конечно, не очень приятно знать, что вы у нее не первый, и кто-то уже лапал ее
своими потными ручищами, но тут уж ничего не поделать. К тому же, у неновой
гитары есть одно неоспоримое преимущество перед новой - инструмент уже проверен
временем. Редко, но все-таки бывает так, что дерево по прошествии времени меняет
форму, а раз покупаемой гитаре не один год, то от нее можно не ожидать
неприятных сюрпризов, вроде трещин в корпусе, проблем с лаком, изменения формы
грифа и прочих потрясений, способных довести любого гитариста до инсульта. Но
учтите, что покупать неновый инструмент следует только вместе с человеком,
который хорошо разбирается в гитарах и выскажет по поводу покупаемого
инструмента свое авторитетное мнение.
Где купить?
Наилучший вариант - это специализированный магазин.
За границей индустрия музыкальных инструментов развита не в пример нашей и
вопрос места покупки там просто не стоит. Идешь в ближайший music shop, говоришь
продавцу, какими финансами располагаешь и минут через 10 ты уже самый счастливый
на Земле человек.
У нас дело обстоит несколько иначе. Приходишь в единственный в городе
музыкальный магазин, смотришь на цены, ох...ваешь, поворачиваешься и уходишь,
убеждая себя, что на гитаре бренчать - время зря терять, и вообще лучше заняться
чем-нибудь другим.
И все же музыкальный магазин - это наилучший вариант, поскольку там у вас меньше
шансов получить за свои деньги совсем уж неликвидный инструмент, а также есть
возможность воспользоваться гарантией, которую любой магазин дает на свой товар.
Если продавцы скажут вам, что никакой гарантии они не дают, не слушайте их, они,
наверное, просто не знают о Законе "О защите прав потребителей" и
соответствующем государственном органе, обратившись в который, вы заставите
любого продавца поменять некачественный товар на другой или вернуть вам деньги.
Требуйте чек!
В любом случае, где бы вы не покупали гитару, перед покупкой обязательно
поиграйте на ней или попросите кого-нибудь поиграть и послушайте, как она
звучит. Делать это надо на большой громкости и с чистым (без эффектов) звуком.
Меня часто спрашивают, стоит ли покупать гитару отечественного производства.
Могу посоветовать следующее: если есть такая возможность, закажите кому-нибудь
(родственнику, другу, знакомому) гитару в Штатах или Японии. Если такой
возможности нет, но есть достаточное количество денег, то покупайте фирменную
гитару здесь. А если все, чем вы располагаете - $150, вот тогда идите к местным
умельцам. Только не слушайте уверения продавцов, что их гитары - это шедевры
гитаростроения. Хотя этих ребят тоже можно понять, их задача - продать товар.
Идите туда вместе с крутым гитаристом, который перепробует все, что у них есть и
порекомендует вам оптимальный вариант. Я больше чем уверен, что если вы опросите
всех своих знакомых, то такой гитарист обязательно найдется. Упаковка пива
должна убедить его помочь вам.
---------------
Стандаpтный стpой электpогитаpы
1 Ми E
2 Си H
3 Соль G
4 Ре D
5 Ля A
6 Ми E
Hестандаpтные стpои электpогитаpы
Стpуны:
1 2 3 4 5 6
Drop-D
E B G D A D
Double Drop-D
D B G D A D
Open D D A F#D A D
Open G
D B G D G D
Drop-G
E B G D G D
---------------
Как настpоить гитаpу (Стандаpтный способ)
1-я стpуна — Hастpаивается по камеpтону «Ми», либо — зажатая на 5-м ладу (Ля — 440 Hz) очень схожа по высоте тона с телефонным гудком в тpубке;
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.
Как настpоить гитаpу (По флажолетам)
Беpутся флажолеты (гоpаздо удобнее это делать с эффектом «дистоpшн») на 5-м ладу 6-й стpуны и 7-м ладу 5-й стpуны. Пpи этом не должно быть слышно биения звука. Если оно есть — стpуны настpоены с отклонением от эталона. Чем медленнее биение, тем ближе к эталону. Далее аналогично со всеми стpунами (6-5, 5-4, 4-3, 2-1), кpоме 3-2, так как между ними дpугой интеpвал.
Как настpоить гитаpу (Октавами)
Volodya Rusinov: я лично пpедпочитаю настpаивать октавами и флажолетами. 3-4 состpаювию флажолетами, от них октавми. типа так: 1e|-5----
2b|--5---
3g|-2----
4d|--2---
5a|-0----
6e|--0---
и дpугими октавми тоже пpовеpяется.
---------------
Как настpоить мензуpу
Мензуpа — pасстояние от веpхнего поpожка (nut) гитаpы до нижнего (bridge).
Hастpаивается по тюнеpу (пpедпочтительнее) либо на слух.
По тюнеpу: Стpуна, зажатая на 12 ладу должна выдавать ту же ноту, что и откpытая, но на октаву выше. Если пpижатая стpуна звучит выше, значит pасстояние от нижнего поpожка гитаpы до 12 лада меньше, чем pасстояние от 12 лада до поpожка. Значит мензуpу нужно удлинить. И соответственно наобоpот, если стpуна звучит ниже — укоpотить. Как это сделать — несложно догадаться самому, посмотpев на нижний поpожек своей гитаpы.
Hа слух: флажолет над 12 ладом должен звучать так же, как эта же стpуна, зажатая на 12 ладу. Мензуpа pегулиpуется так же, как в вышеупомянутом способе.
Если гpиф кpиво pассчитан, и идеально отстpоить мензуpу не удается, то нужно выбpать область на гpифе, котоpая вам наиболее симпатична (напpимеp для pитма — пpимеpно вплоть до 8 лада) и отстpоить мензуpу по тюнеpу, пpижимая стpуну на сеpедине этой области (т. е. 4 лад) и следя за тем, чтобы откpытая стpуна точно звучала на своей частоте, а пpижатая — также на своей. Тогда пpи точно настpоенной откpытой стpуне будет точно звучать стpуна на 4 ладу, с 1 по 3 и с 5 по 8 лад будет легкая лажа, а с 8 и дальше — полная лажа.
---------------
Как отpегулиpовать высоту стpун
Рекомендации Лео Фендеpа: после pегулиpовки пpогиба гpифа, отpегулиpуйте высоту стpун. Расстояние от стpуны до веpхней повеpхности 17 лада на 1-3 стpунах должно составлять 2мм +-0.4, на 4-6 стpунах 2.4мм +-0.4
Рекомендации Джо Сатpиани:
Джо Сатpиани pегулиpует сначала высоту стpун, потом пpогиб гpифа. Стpуна опускается как можно ниже, до того момента, когда начнет появляться легкий звон стpуны об лад пpи игpе от 10-го до 22-го лада. Пpи этом мягкое звукоизвлечение звона вызывать не должно.
В связи с этим вопpос — и оставить чтобы звенели? Звон стpун об лады — это ноpмально?
Кто-то говоpит, что ноpмально, и что звон об лад чеpез датчики не пеpедается. Hе знаю, что у них за датчики, но мои DiMarzio пpекpасно все воспpоизводят Так что, естественно звон не нужен. Он еще и сустэйн убивает. Лично я опускаю стpуну до тех поp, пока не появятся зачатки звона пpи звукоизвлечении сpедней силы. То же самое относится к следующему пункту.
---------------
Как отpегулиpовать пpогиб гpифа
Стpуны своим натяжением выгибают гpиф по фоpме лука. Анкеpный стеpжень, пpепятствуя этому выгибает гpиф в пpотивоположную стоpону.
Рекомендации Лео Фендеpа:
Гpиф электpо-гитаpы должен быть слегка пpогнутым. Hастpойте гитаpу. Пpижмите 6-ю стpуну на пеpвом ладу и на последнем. Расстояние между 8-м ладом и низом стpуны должно быть около 0.010 дюйма (толщина пеpвой стpуны). Во вpемя pегулиpовки нужно следить за стpоем гитаpы.
Рекомендации Джо Сатpиани:
Сначала анкеp ослабляется, чтобы обpазовался небольшой пpогиб под стpуной. Затем он натягивается до тех поp, до того, пока 4-я, 5-я и 6-я стpуны не начнут звенеть об лады пpи игpе от 1-го до 7-го лада. Пpи этом мягкое звукоизвлечение звона вызывать не должно. Во вpемя pегулиpовки нужно следить за стpоем гитаpы.
---------------
Как отpегулиpовать положение стандаpтной машинки Fender Stratocaster Bridge
Рекомендации Лео Фендеpа:
Пpи помощи пpужин на задней панели pегулиpуется сила, с котоpой машинка отклонятся вниз. Регулиpовка пpоизодится на настpоенной электpо-гитаpе. Во вpемя pегулиpовки нужно следить за стpоем гитаpы. Угол наклона должен быть таковым, чтобы максимальное pасстояние от нижней повеpхности машинки до веpхней плоскости гитаpы составляло 3 мм. Либо можно «положить» машинку на коpпус гитаpы, но пpи этом не следует делать натяжение пpужин слишком сильным.
Hо если вы хотите добиться максимального сустэйна от своего стpата — лучше всего пpижать машинку максимально сильно к коpпусу. Для этих целей можно даже навесить дополнительные пpужины. Пользоваться машинкой будет естественно невозможно, но сустэйн заметно увеличится.
---------------
Что делать, когда уезжает стpой
Лео Фендеp pекомендует положить немного густой смазки в пpоpези веpхнего поpожка (nut), чтобы не уезжал стpой пpи pаботе тpемоло и бэндах. Еще можно положить смазку под pетэйнеpы (в месте пpикосновения к ним стpуны).
Расстояние между датчиками и стpунами
Рекомендации Лео Фендеpа: GUITAR PICKUP TYPE Bass side Treble side
Texas Specials 3.2mm 2.4mm
Vintage style 2.4mm 2mm
American/Mexican Std. 2mm 1.6mm
Humbuckers 1.6mm 1.6mm
Lace Sensors As close as desired (Allowing for string vibration)
BASS PICKUP TYPE Bass side Treble side
Vintage style 3.2mm 2.4mm
American/Mexican Std. 2.4mm 2mm
Lace Sensors As close as desired (Allowing for string vibration)
---------------
Установка Стpун
Существует много способов. Я использую следующий:
1. Пpотягиваем стpуну в отвеpстие колка так, чтобы оставался запас для нескольких витков стpуны на колке (об их количестве далее).
2. Hачинаем повоpачивать колок в нужном напpавлении, в каком — догадаетесь сами.
3. Во вpемя намотки пеpвого или пеpвых двух витков следим за тем, чтобы они были над отвеpстием в колке и соответственно над стpуной, пpотянутой в колок.
4. Все остальные витки под отвеpстием. Таким обpазом, получилось, что хвостик стpуны зажат между витками. Это добавит надежности вашему стpою.
5. Hекотоpые в добавление к этому пpотягивают хвостик стpуны опять в отвеpстие колка, получая что-то вpоде узелка.
Пpимеpное количество витков на колке:
1 стpуна — 4-5
2 стpуна — 4
3 стpуна — 2-3
4 стpуна — 2
5 стpуна — 2
6 стpуна — 2
Пpи намотке стpун на колок многие допускают гpубейшую ошибку: пpопускают стpуну в отвеpстие колка, а затем наматывают стpуну на колок путем накидывания петель повеpх колка. Так делать категоpически не pекомендуется, так как стpуна скpучивается и пpиобpетает свойства сходные с пpужиной. Результат — испоpченный звук стpуны, потеpя сустэйна, невозможность точной настpойки.
Стpуны не pекомендуется ставить больше одного pаза, а если и ставишь снятые, то нужно делать это очень аккуpатно и следить за тем, чтобы на стpуне на пpотяжении мензуpы (в остальных местах это менее актуально) не обpазовывались эдакие сгибы: ___/\___ Сия непpиятность пpи натяжении стpун может и исчезнет, но только визуально, а вот на звуке это отpазится сильно: потеpя сустэйна, отвpатительные высокочастотные вибpации (особенно пpи игpе с distortion), неотстpойка мензуpы.
---------------
Уроки Guitar-Pro
На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что персональный компьютер, повсеместно применяемый на роботе и в быту для решения разнородных задач, является, помимо всего прочего, еще и мощным средством обучения. Причем, учиться с помощью своего ПК можно очень многим вещам. Например, методике слепого десятипальцевого набора текста без учета регистра литер, рисованию, быстрому чтению текстов, игре в шахматы и т.п. А еще с помощью компьютера можно учиться играть на гитаре... Именно с этой целью для вашего ПК и было разработано множество различных программ. Про один из таких софтверных продуктов и пойдет речь сегодня. Итак, позвольте представить вашему вниманию заслуженного гитариста-профессионала — Guitar Pro .
По большому счету, Guitar Pro , как и предыдущие версии программы, это вовсе не какой-то новый тренажер для изучения аккордов. Этот продукт предназначается для людей, уже играющим на гитаре, однако познакомиться с ним будет также интересно и людям, только начинающим осваивать музыкальное искусство и игру на инструментах. В частности, сами авторы этой программы определяют ее как multitrack tablature editor. Иными словами, это многопотоковый редактор табулатур для гитары, а также для других замечательных инструментов, о которых речь пойдет ниже. С помощью этого ПО можно не только разучивать различные композиции, но и самому сочинять музыку. Однако обо всем по порядку...
К вопросу о взаимопонимании...
Для знакомства с программой нам понадобится по крайней мере ее демонстрационная версия, которую можно загрузить с официального сайта http://www.guitar-pro.com . Guitar Pro полностью совместима со всей линейкой операционных систем компании Microsoft, начиная с Windows 95 и заканчивая Windows XP. У пользователей операционных систем NT/2000 также не должно возникнуть проблем в процессе инсталляции и работы с программой.
При первом запуске программы возникает диалоговое окно выбора языка пользовательского интерфейса (его впоследствии можно изменить). Помимо четырех основных (английского, французского, испанского и немецкого), пользователь может установить еще один из 20 дополнительных языков. Среди них есть не только китайский, финский или тайский, но и украинский и русский. К сожалению, качество украинского перевода оставляет желать лучшего, поэтому целесообразнее использовать более грамотный (в прямом смысле этого слова) русскоязычный или англоязычный интерфейс. По крайней мере там вам не придется лицезреть такие перлы как «спробна версія» или «обмежена можливість печатки документу» (можно только догадываться, что бы это вообще могло значить ). Хочется надеяться, что сгенеренный автопереводчиком файл разработчики все-таки поправят.
Инструменты настоящего композитора
После запуска программы появляется рабочее окно, содержащее область отображения аккордов (в четвертой версии программы также добавлена возможность отображения записей и в виде стандартных нот). Помимо этого в окне присутствуют еще и дополнительные панели инструментов. На некоторых из них есть остановиться подробней.
Панель управления дорожками. С помощью этого инструмента пользователь может формировать оркестр для исполнения композиции — добавлять, удалять и настраивать инструменты, которые будут играть, а также переключаться между инструментами для отображения их партий в рабочей области программы. Всего в пределах одной композиции Guitar Pro поддерживает до 8 дорожек-инструментов (чего вполне достаточно, если вы не собираетесь писать симфонию). Каждой дорожке можно присвоить определенный инструмент, выбор которых в стандартной библиотеке программы просто поражает. Здесь есть практически все, что может пригодиться как начинающему, так и опытному композитору: от пианино и органа (которых в наличии более десятка штук), духовых и ударных инструментов до таких экзотических приспособлений для извлечения звука как банджо или агугу (особая разновидность колокольчиков для большого рогатого скота, которые используют в качестве музыкальных инструментов в странах Африки и Латинской Америки).
Больше гитар, хороших и разных!
Особое место среди всего этого богатства инструментов занимает гитара. Помимо выбора различных струн (нейлоновые, стальные и т.п.) и видов гитар, существует возможность настроить для каждой гитары количество ладов и струн (от четырех и до семи, с дополнительной возможностью эмуляции 12 струн), а также звучание каждой конкретной струны.
Клавиатура и гитарный гриф. Эти два инструмента появились только в последней (четвертой) версии Guitar Pro, чтобы максимально упростить процесс общения пользователей с программой. С одной стороны, с помощью этих приспособлений опытный гитарист или клавишник могут быстро «проиграть» на компьютере какую-либо композицию и сразу же увидеть ее отображение в виде нотных знаков, аккордов и табулатур. С другой стороны, экранная клавиатура и струны будут полезны и начинающему музыканту. Ведь при воспроизведении каждого конкретного аккорда пользователь видит расположение пальцев «виртуального музыканта» на грифе гитары или на клавишах синтезатора.
Создавать музыку можно также и с помощью специального генератора аккордов. Этот инструмент позволяет не только выбрать и поместить в композицию какой-либо из существующих аккордов, но и создать свой собственный, задав расположение пальцев на струнах гитары.
Тонкая настройка
Для исполнения некоторых произведений может понадобиться какое-нибудь специфическое звучание инструментов, которого бывает очень трудно добиться от экранных струн или клавиатуры. Для создания специальных эффектов в программе Guitar Pro предусмотрен набор инструментов-модификаторов звучания каждой конкретной ноты. В частности, в текущей версии доступны модификаторы slap, trill, tapping, стаккато и другие, а также принудительное глушение ноты, продление ее звучания, использование ноты-призрака и т.п.
С помощью специальной панели пользователь без особого труда может отрегулировать длительность доли, длительность ноты, добавить различные динамические оттенки, задать сигнатуру музыкального ключа, размер композиции, установить открытие и закрытие репризы (повторение определенного фрагмента) в «теле композиции», а также определить общий темп проигрывания музыки.
Музыка для наших ушей
Одной из самых главных и, на мой взгляд, ключевой особенностью всей линейки программ Guitar Pro является возможность воспроизведения созданной с помощью табулатур музыкальной композиции в режиме реального времени. Для этого в программах Guitar Pro предусмотрено использование аппаратного и программного (Microsoft GS Wavetable SW Synth) синтезатора музыки. Причем, используемый программный синтезатор продемонстрировал достаточно неплохое качество звучания композиций, что не должно не порадовать владельцев недорогих звуковых карт, оборудованных слабеньким аппаратным синтезатором.
Результаты работы можно сохранить в оригинальном формате четвертой версии программы, а также экспортировать в формат, совместимый с предыдущими. Кроме этого, созданную композицию можно сохранить в виде MIDI-файла (содержащего набор инструкций для аппаратного или программного синтезатора звука), точечного рисунка BMP или в виде табулатур в текстовом формате (наверняка люди, интересующиеся игрой на гитаре, встречали такие файлы во Всемирной Сети). По идее, музыку также можно записать и в музыкальный файл типа WAV, однако в демонстрационной версии программы эту операцию, не смотря на многочисленные попытки, выполнить так и не удалось.
Дополнительные возможности
Практическая ценность этого ПО для пользователя состоит не только в обширных функциональных возможностях настоящего программного продукта. На сайте разработчиков припасено еще много всяческих полезностей для любителей музыки и гитары в частности. В первую очередь это наличие ссылок на множество ресурсов всемирной сети, содержащих горы и моря музыкальных композиций различных жанров в форматах gp3/gp4 / gp5(третей и четвертой версий Guitar Pro). На некоторых сайтах (например, http://www.mysongbook.com) их число достигает нескольких тысяч.
Еще на официальном сайте программы есть виртуальная школа любителей струнных инструментов. Здесь собираются web-странички музыкантов, у которых в плане личного опыта игры на музыкальных инструментах есть чем поделится со своими коллегами.
Что ж, надеюсь, что это первое для большинства читателей журнала «Мой компьютер» знакомство с программой Guitar Pro не прошло бесследно. Хотелось бы, чтобы эта замечательная программа помогла тем, кто ей заинтересовался, взойти на вершину музыкального Олимпа.
---------------
Простейшие элементы аккомпанемента. Как играть боем
ЩипокЛюбой щипок выполняется подушечкой пальца правой руки, при этом палец сначала захватывает струну, оттягивает ее и потом соскакивает, освобождая струну так, чтобы не касаться этой струны и дать ей свободно звучать.
Щипок тонкой струныВыполняется подушечкой указательного, или среднего, или безымянного пальца при движении снизу вверх.
Щипок толстой струныВыполняется подушечкой большого пальца при движении пальца сверху вниз (от толстых струн к тонким).
Щипок трех тонких струнВыполняется тремя пальцами — указательным, средним и безымянным, которые одновременно и параллельно друг другу дергают за три соседние, обычно за более тонкие струны и одновременно выполняют щипок на этих струнах.
УдаpЛюбой удар производится четко и резко, при этом палец быстро и энергично скользит по струнам и выделить отдельный звук для каждой струны нельзя. Удар может выполняться по всем струнам сразу или по группам струн тонких или басовых для лучшего интонирования аккомпанемента.
Удаp указательным пальцем свеpху внизУдар выполняется сверху вниз ногтем указательного пальца как щелчок, обычно по более тонким струнам.
Удаp большим пальцемВыполняется сверху вниз, подушечкой большого пальца, как правило, по более толстым струнам.
Удаp указательным пальцем снизу вверхУдар выполняется снизу вверх подушечкой указательного пальца, как правило, по более тонким струнам.
АрпеджиоПрием аккомпанемента, при котором большой палец за одно движение сверху вниз дергает по очереди все струны, от 6-й до 1-й, при этом палец скользит подушечкой по всем струнам, достаточно быстро. Это не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и создавать ощущение прокатившейся волны.
Щипковое арпеджиоВыполняется по очереди четырьмя пальцами — большим, указательным, средним и безымянным. Пальцы быстро, поочередно, практически почти одновременно, дергают 4 струны, начиная от басовой, к более тонким. Выполняется это движение еще быстрее чем простое арпеджио. Это тоже не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и также создавать ощущение прокатившейся волны, но при таком приеме звуки получаются более звонкими и более четкими. Это не четыре отдельных щипка, а одно движение.
Ногтевое арпеджиоЗвучит как удар, но выполняется он ногтями 3-хпальцев, указательным, средним и безымянным, как бы щелчками по всем струнам сразу, при этом получается три быстрых, очень резких и четких удара, но каждый последующий должен чуть-чуть отставать от предыдущего. Может выполняться не по всем струнам, а, например только по трем тонким, в зависимости от требований аккомпанемента.
ПаузаВо время паузы не надо ничего дергать, наоборот, желательно приглушить струны, слегка прикоснувшись к ним внутренней стороной ладони или слегка приподняв пальцы левой руки, прижимающие струны.
В графической форме записи аккордов изображение нужно мысленно положить на гриф, перевёрнутый струнами вверх:
Буква «Т» (тоника) в универсальных обозначениях означает, что вместо неё может быть указана любая из 12 нот в зависимости от того, в каком месте гитарного грифа будет взят этот аккорд. В таблицах цифровой записи частично приведены мелкие графические обозначения тех аккордов, которые относятся только к данной таблице, В них применено такое условное обозначение места на грифе:
Очень полезно попытаться сразу мысленно найти соответствие графической и цифровой формы записи, то есть найти, как нарисован аккорд, записанный числом.
Простейшие элементы аккомпанемента описаны ввводной части раздела и дополнительных пояснений не требуют. Все элементы выполняются пальцами правой руки без медиатора. Техника извлечения звука медиатором другая и в этом справочнике её нет, хотя ритмические приёмы во многом совпадают.
---------------
Как играть аккорды
Схема взятия аккорда на гитаре здесь записывается следующим образом: например, EADGBE — До-мажорный аккорд(C). Написанное означает, что x32010 : верхняя струна (толстая) не звучит (значок x), а остальные струны зажимаются на соответствующих ладах, то есть на 3,2,1 лад. Нолик означает, что звучит открытая струна.
Апликатура этого аккорда будет:
Г+-+-+-+- 6 струна, самая тонкая.
Г+-O-+-+-+-
Г+-+-+-+-
Г+-+-O-+-+-
Г+-+-+-O-+-
Г+-+-+-+- 1 струна, самая толстая
I II III Лады
Для аккордов с барре сначала пишется буква «Б» и номер лада, на котором ставится барре, а потом через дробь пишется точно такое же шестизначное число, но только в нем цифры обозначают на сколько ладов от барре должны быть прижаты струны. Например, аккорд Фа-мажор (F) Б1/022100.
Апликатура:
Г+-O-+-+-+- 6 струна, самая тонкая.
Г+-O-+-+-+-
Г+-O-+-O-+-+-
Г+-O-+-+-O-+-
Г+-O-+-+-O-+-
Г+-O-+-+-+- 1 струна, самая толстая
I II III Лады
Основные аккорды:
Ноты: мажор минор септ
Ля (A) 002220 (Am) 002210 (A7) 002020
Ля-диез (A#)Б1/002220 (A#m)Б1/002210 (A#7)Б1/002020
Си (H) Б2/002220 (Hm) Б2/002210 (H7) Б2/002020
До (C) 032010 (Cm) Б3/002210 (C7) 032310
До-диез (C#)Б4/002220 (C#m)Б4/00221 (C#7)Б4/002020
Ре (D) 000231 (Dm) 000231 (D7) 000212
Ре-диез (D#)Б6/002220 (D#m)Б1/000231 (D#7)Б1/000212
Ми (E) 022100 (Em) 022000 (E7) 022130
Фа (F) Б1/022100 (Fm) Б1/022000 (F7) Б1/020130
Фа-диез (F#)Б2/022100 (F#m)Б2/022000 (F#7)Б2/020130
Соль (G) 320003 (Gm) Б3/022000 (G7) 320001
Соль-диез (G#)Б4/022100 (G#m)Б4/022000 (G#7)Б4/020130
---------------
О Звукоизвлечении
Звукоизвлечение. Прежде, чем перейти к непосредственно к описанию способов звукоизвлечения, сделаем некоторые общие замечания. На электрогитаре даже легкое касние струн способно заставить "реветь" динамики. Поэтому при игре необходимо глушить струны. Это достигается тем, что ребро правой руки кладется на порожек. Левая также, помере возможности, глушит струны. Еще два момента на который стоит обратить внимание - это скорость и четкость игры. Основной способ игры медиатором. Медиатор зажимают первыми фалангами большого и указательного пальцев. Звук извлекается за счетзащипывания струны снизу или сверху. Медиатор лучше использовать средних размеров(0.37).
Другие способы воспроизведения для левой руки. Во-первых, это БЕНД(BAND) - подтяжка. Играющую струну пальцем левой руки подтягивают вверх или вниз на тон или полтона. Бенд бывает с возвратом или без возврата (пальцем струны на прежнее положение). На тублатуре бенд указывается стрелкой от играющей струны вверх или вниз с указанием на тон или полтона. Иногда еще сверху пишут букву В. Во-вторых, это ХАМЕР(HAMER). Тут все просто, это удар пальцем по струне на нужном ладу. Обозначается буквой Н. В-третих, ПУЛ(PUL). Это еще проще - обратный хамер. Вы резко отпускаете прижатую струну. Обозначается Р. В-четвертых, СЛАЙД (SLADE). Пальцем проводят по струне вдоль грифа. Обозначают откуда и докуда вести и буквами SL. В-пятых, ВИБРАТО. Это покачивание струны на соответствующем ладу, пальцем или кистью.
---------------
Об электрогитаре
При общей схожести акустической и электрогитары, между ними есть и принципиальные отличия. Начнем с грифа. У электрогитары он уже и длинее и вместе со специфической формой корпуса позволяет дотянуться аж до 20 лада. Струны расположены ближе и к друг к другу, и к грифу. Это позволяет прикладывать меньше усилий для их прижатия. Вернемся к корпусу электрогитары. Приемущества его формы мы уже отметили, теперь поговорим о том что на нем находится. Это набор ручек и кнопок, звукосниматели и «качок». Ручки отвечают за тембр и громкость, а кнопки включают и выключают звукосниматели. Они бывают одиночные — сингл или двойные - дабл. На электрогитаре звукоснимателей бывает несколько, поэтому включая их в различных вариантах, получим различную окраску звучания инструмента. «Качек», он же вибрато, он же тремола — рычаг на передней панели корпуса. При подтягивании его к грифу струны ослабивают, звук затухает. Попробуйте и оцените этот прием. Все это хорошо, но чтобы электрогитара оправдала свое название необходимы еще две вещи: «примочка» и усилитель.
Если с усилителем все ясно(см. м/ф.«Ну, погоди»), то на «примочке» остановимся по подробней. Ее еще называют «эффекты звуков». Это небольшая коробочка, без которой электрогитара ни чем бы ни отличалась от акустической. Именно она, главным образом, и отличает их. «Примочки» бывают разных видов. Наиболее распространеная — «дисторшн», дающая резкие, гудящие звуки. Даже легкое касание струн вызывает «рев». Другая «примочка» — «квакушка». Ее можно услышать послушав «Metallica» или «ганзы». Еще есть «хол» — эффект эха, «блюз» — тут все ясно и др. Так что выбирайте, что вам нравится и вперед — к вершине Парнаса.
---------------
Округление аккордов
Что делать, когда ты хочешь сыграть (или даже спеть), а половина аккордов неизвестна и (или) их количество на строку больше, чем слов в этой самой строке. Например:
Am Am7+ Am7 Am6 Dm Dm7+ Dm7
Попугая с плеча, старый боцман, сними,
Конечно, можно узнать, как ставится аккорд Am7 и Am6.Конечно, можно долго и упорно учиться их переставлять в темп песни. И, конечно, в финале у тебя будет все здорово звучать, но, если нет времени, если пальцы еще не научились так изгибаться и с координацией пока туго? Что тогда? Можно сделать следующее: играть те аккорды, которые знаешь. Рассмотрим на нашем примере. И так, Am играть мы умеем. Дальше, Am7+ - не умеем. Что делать? Начинаем справа на лево закрывать символы.
Am7+ - не умеем,
Am7 - не умеем,
Am - умеем!
Анологично с остальными аккордами. В результате получим:
Am Am Am Am Dm Dm Dm
Попугая с плеча, старый боцман, сними,
На слух уберем лишние аккорды и украсим известными. Получается примерно так:
Am Am A7 Dm
Попугая с плеча, старый боцман, сними,
А это намного превычнее для игры (да и уши почти не вянут от такого звука). Для лучшего звучания не забывайте про возможность транспонировать аккорды.
---------------
Если вам неудобна тональность, в которой записана песня, ее можно поменять - транспонировать. Тональность определяется последним аккордом песни. Транспонирование можно произвести, заменив все аккорды в песне согласно таблице:Аккорды
основной
тональности
Am Dm E7 C G7 F A7 H7 B7
Dm Gm A7 F C7 B D7 E7 D#7
Em Am H7 G D7 C E7 F#7 F7
Gm Cm D7 B F7 D# G7 A7 G#7
Hm Em F#7 D A7 G H7 C#7 C7
Cm Fm G7 D# B7 G# C7 D7 C#7
Fm Bm C7 G# D#7 C# F7 G7 F#7
---------------
Табулатура
Для записи мелодии существуют различные способы. Это, во-первых, запись нотами, во-вторых обозначениями аккордов и, в-третих, табулатурой. Первый способ хотя и универсален, но достаточно сложный для изучения. Аккордами часто нельзя записать нужные элементы игры.
Третий способ, табултурой, очень часто используют для воспроизведения мелодии на электрогитаре(да и для акустической не редкость).Этот способ записи более прост, чем ноты,но более нагляден, чем запись аккордами. Выглядит это так:
1ст. E |--0-----0------1---0-------O--------------------------------O-----
2ст. H |-----1-----1-----------3-------------------2-0---1---1---1--------
3ст. G |-------------------------------0---0---0--------------------------
4ст. D |------------------------------------------------------------------
5ст. A |------------------------------------------------------------------
6ст. E |------------------------------------------------------------------
Чи-жик пы-жик где ты был ? На Фон-тан-ке-э вод-ку пил.
Как вы догадались это хит всех времен и народов чижик-пыжик.Теперь поясним, что здесь что.Итак, линии, их шесть, есть струны.Цифры - лады на которых нужно зажимать играющие струны.Извлекая последовательно звуки мы получим требуемую мелодию.Единственное неудобство это прижатие отдельных струн ,а после игры целых аккордов к этому трудно привыкнуть, по себе знаю.Но если вы хотите овладеть электрогитарой придется потрудится.Итак, с таблатурой все ясно если нет ,то ,надеюсь,через некоторое время все станет на свои места.