Японская татуировка
Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одной из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она была известна еще в XI веке до н. э. По другой —татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 700 по 250 год до н. э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Азимму (660-585 год до н. э.) носил настолько эффектные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение — на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи — ревностного конфуцианца.Впрочем, между этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.

Наиболее бросающаяся в глаза черта «японизма» в татуировке — это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого либо человека, в конце концов походила на композиции в форме “кимоно” либо «распахнутого плаща”. Такая татуировка плотно покрывает торс оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней — заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:

- Метрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;

- Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;

- Фигуративный характер ведущих мотивов;

- Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;

- Заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом;

- Использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтобы придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц.. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;

- Динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш)

- Заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов.

Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделитьна четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:

- хризантема—символ настойчивости и решительности;

- пион — символ богатства и успеха в жизни;

- цветок сакуры, у которой «лепестки опадаютдаже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни;

- лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.
К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:
дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, тоесть соединяющего противоположности;
карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;
тигра — символа бесстрашия.

Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотивы, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда— фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.

Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка — комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев — клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события.
Вся его работа делится на пять фаз, у каждой — своя специфика.

1.    «Судзи» — на кожу наносится эскиз мотива и
всей композиции при помощи черной туши или
специального красителя.

2.    «Отсуми» — инструментом с закрепленными на
нем иглами выделяется и закрепляется контур
рисунка.

3.    «Бокаси» (оттенивание) — основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в
наносимой композиции нужного наполнения
цветом и необходимого тона.

4.    «Тсуки-хари» («тсуки» — пробивать, «хари» —
связка иголок) — неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его
оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после
чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело.

5.    «Хане-бари» («хане» — отскок, «бари»-про цесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» наиболее сложная в технике японской татуировки.

Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже — бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый. Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинства, но и новый способ достижения экспрессии на сиене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки — как объекты искусства, которыми следует восхищаться.

В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.

Период на рубеже XVIII—XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений.

Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки — «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.

Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудза — японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудза как бы исключают себя из нормального мира и в то же время укрепляют свои связи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтений последних к персонажам иконографии и мотивов японских азартных игр. И всетаки находятся в Стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор не признают современных инструментов и пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы «укийо-е» или театра «Кабуки», завораживает европейцев.

Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображении. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хоримоно —художественной татуировки Страны восходящего солнца.
http://s1.uploads.ru/t/W8dTX.jpg
http://s1.uploads.ru/t/2V6sh.jpg
http://s1.uploads.ru/t/k9wU8.jpg
http://s1.uploads.ru/t/KPsIH.jpg
http://s1.uploads.ru/t/1oB5N.jpg