Bjork

Бьорк Гудмундсдоттир (то есть дочь Гудмундсона, Bjork) родилась в Рейкьявике, столице крошечной Исландии, 21 ноября 1965 года. Национальной гордостью 300-тысячного народа она стала несколько позже, но уже начало ее жизненного пути отмечено многочисленными намеками на далеко не тривиальную судьбу. Ее отчим был хиппи (родители Бьорк развелись когда ей было 3 года отроду) и Бьорк, таким образом, была настоящим "ребенком цветов", выращиваемым в свободной атмосфере хипповской коммуны.

Музыкой Бьорк начала заниматься в 5-летнем возрасте, в разное время изучала премудрости вокала, игры на арфе, флейте и фортепиано, а в 7 лет впервые выступила на Национальном телевидении с песней "I Love To Love". Писать музыку, как и взрослеть, она начала тоже довольно рано, и уже в 11 лет показала учительнице музыки собственные сочинения и обработки народных песен. Вскоре Бьорк дебютировала со своим сольным альбомом, который назывался коротко - "Bjork". Среди 10 попавших на него треков были исландские народные песни, кавер-версии хитов 70-х, в том числе одна песня Битлз, и инструментальная композиция "Йоуханнес Кьярваль", которую Бьорк написала сама. В записи альбома Бьорк принимала участие не только как вокалистка, в нескольких песнях она исполнила музыкальные партии на флейте и клавишных. После выхода этой пластинки Бьорк получила очень большую известность в своей родной стране.

До начала сольной карьеры в 1995 году Бьорк успела поработать с тремя группами. В конце 70-х Бьорк была весьма неравнодушна к панку - в 1979 году она организовала пост-панк группу под названием Exodus, а в следующем году она пела с Jam 80. В 81 году Бьорк и басист Exodus Якоб Магнуссон образовали группу "Tappi Tikarrass" ("Заткни стерве (или суке) зад") и записали миньон "Bitid Fast I Vitid" на фирме Spor. Через два года - в 1983 - вышел альбом "Miranda". После этого вместе с Эйнар Ёрн Бенедиктссон и Тором Элдоном (который позже стал ее мужем) она организовала группу Kukl ("Колдовство"). До того, как Kukl плавно переросли в Sugarcubes (это случилось летом 1986 года), они выпустили два альбома: "The Eye" (1984) и "Holidays in Europe" (1986). 8 июня 1986 года у Бьорк и ее мужа и гитариста Тора Элдона, родился сын, названный Синдри. В тот же самый день была основана новая группа, включающая двух счастливых родителей, плюс несколько членов Kukl. К концу года они придумали окончательное название группы Sykurmolarnir, или, по-английски, Sugarcubes. Большим успехом для нового коллектива стал выпуск первого же сингла "Birthday" в 1987 году в результате подписания контракта с Elektra Records. The Sugarcubes стали одной из редких исландских групп, которая смогла вырваться за пределы своей страны. Весной 1988 года в США был выпущен их дебютный альбом "Life's Too Good", который быстро стал англо-американским хитом. В последующие 4 года команда укрепила свою популярность и стала культовой в США и Британии. Второй альбом "Here Today Tomorrow Next Week" (1989 год), однако, не принес такой же прибыли. В 90 году Бьорк записала несколько джазовых стандартов и оригинальных композиций с джазовой би-боп группой Trio Gudmundar Ingolfssonar. Свою работу с Трио Гудмундура Ингольфссона Бьорк начала с нескольких совместных выступлений в ночных клубах - ее голос идеально подходил для джазового вокала. Сам процесс создания альбома "Gling-Glo" очень необычен (чего стоит, например тот факт, что для записи 14 песен музыкантам потребовалось всего 17 часов совместной студийной работы). Альбом "Gling-Glo", к сожалению, был выпущен только в Исландии. Хотя третий альбом Sugarcubes 1992 года "Stick Around for Joy" - был по-настоящему классным, группа распалась в том же году - столь напряженными к тому времени стали отношения между Бьорк и Элдоном. Слава Sugarcubes уже сосредоточилась вокруг Бьорк, но так или иначе, она и сама все больше склонялась к "одиночному плаванию". [В 1998 году на лейбле Elektra/Asylum, с которым Бьорк сотрудничает уже много лет, вышел сборник Sugarcubes "Great Crossover Potential" с 14-ю треками с вышедших ранее альбомов - прим. ред.] После этого Бьорк с сыном в 1993 году переехала в Лондон, и начала сольную карьеру. Панк, фольк, гитарный рок, авант-поп занимают ее теперь гораздо меньше, чем клубная танцевальная музыка, techno и house в первую очередь. Вышедший в конце 1993 года "Debut" становится альбомом года по версии "New Musical Express" и приносит Бьорк две награды BRIT Awards в номинациях "лучшая молодая певица" и "лучшая международная сольная артистка". В 1995 году выходит ее второй альбом "Post", более выразительный, но и более эклектичный, чем его предшественник. Записанный в жестких техно-ритмах трек "Army Of Me" соседствует с почти робкой, мерцающей "Hyperballad" и одновременно с карнавальной "It's Oh So Quiet", записанной с симфоническим оркестром, которая возрождает атмосферу 40-х годов. Если первый альбом добрался до 3 места в британском чарте, то "Post" вызвал еще больший интерес у слушателей и поднялся до 2 позиции UK Album Chart. А сингл "It's Oh So Quiet", подкрепленный красочным клипом с необычной хореографией, стал для молодой исполнительницы самым большим хитом, оказавшись на 4 месте в английском чарте синглов. Через год Бьорк выпускает альбом "Telegram", сборник радикальных ремиксов на песни с альбома "Post". Со всей своей "сверхзаботливостью" она сама отбирает ремиксмейкеров, много общается с ними и требует, чтобы в запись они вкладывали всю душу. Параллельно начинается работа над третьим альбомом "Homogenic", который обозначил своеобразную веху в ее карьере. Во-первых, этот альбом Бьорк продюсировала сама, привлекая также Марка Белла, который впоследствии редко оставлял ее без своего продюсерского внимания. Во-вторых, на атмосферу и характер записи очень повлиял поступок одного из фанов, который послал ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой. 24-летний Рикардо Лопес сопроводил посылку видеокассетой, на которой после признания в любви под звуки "I Miss You" пускает себе пулю в висок. Бомбу обезвредили в Скотланд Ярде, но покушение на ее жизнь произвело на Бьорк колоссальное впечатление.

Вышедший в 1997-м альбом "Homogenic", который включал непревзойденную "Bachelorette", сама певица называет "непростым", а критика отмечает не только музыкальную, но и поэтическую зрелость ее песен. Не особенно разбираясь в музыке, культовый режиссер Ларс Фон Триер, услышав однажды записи Бьорк, чувствует в ней именно того человека, который вдохнет музыкальную жизнь в историю полуслепой эмигрантки Сельмы. Знакомство с ним Бьорк опишет позже, как встречу Наполеона с Пеппи-Длинный Чулок. Идея снять певицу в главной роли пришла фон Триеру уже после знакомства с ней. "Танцующая в темноте" - это три года жизни Бьорк. Сначала саундтрек, по стилистике родственный "Homogenic", но сделанный в иных качественных и количественных стандартах: "Большинство песен на моих предыдущих альбомах были сведены примерно из 20 треков. На саундтреке каждая песня сводилась из 110 треков. Это здорово дисциплинировало меня. Я искала такую возможность с детства - провести за работой много месяцев и максимально точно выражать себя в музыке". Но вряд ли Бьорк когда-нибудь мечтала сыграть героиню, предложенную фон Триером, - мать-одиночку, изможденную фабричной работой. Скандалы и ссоры на съемочной площадке не прекращались, но режиссер выдержал все и не прогадал: на знаменитом Каннском кинофестивале фильм получил Гран-при, а сама Бьорк - звание лучшей актрисы года. В картине ей пришлось не только стоять у станка, но и танцевать, петь, играть в любительском спектакле, превращая безысходную реальность в волшебную сказку. Саундтрек "Selmasongs: Dancer In The Dark..." вышел одновременно с фильмом в сентябре 2000 года. "Совершенно абсурдное сочетание форм, стилей и голосов, и только Бьорк могла сделать из всего этого настоящий бриллиант", - писали критики. Передохнув от кинематографической лихорадки, о которой она вспоминает с содроганием, Бьорк возвращается в родную стихию и готовит новый альбом, названный "Vespertine". По ее ощущению, это полная противоположность "Homogenic", который она считает злым. Альбом "Vespertine", очень тихий, счастливый и очень интровертный, вышел в августе 2002 года. Арфа, челеста, клавикорд и целая армия программистов во главе с Бьорк создают, по мнению ряда обозревателей, наиболее зрелое на сегодняшний день ее произведение. На фоне филигранно отшлифованного музыкального сопровождения - вызывающие, взрывающиеся эмоции, все богатство вокальных возможностей, захватывающее соединение исландских источников с современными электронными течениями. Предпринятое в поддержку "Vespertine" мировое турне Бьорк провела в зданиях церквей и соборов, жертвуя количеством ради качества, а также первой из современных исполнительниц удостоилась права выступить с концертом на сцене Лондонской Королевской Оперы. В 2004 году Бьорк выпустила новый альбом "Medulla" , ставший своего рода откровением: на нём вместо инструментов задействованы исключительно голоса.